Вид с Таплоуского плеса на железнодорожный мост Брунеля. Позади виден Мейденхедский мост.
Фотограф Генри Тонт, 1885
Мост Западной железной дороги, построенной Брунелем в Мейденхеде.
Фотограф Генри Тонт, 1880
Группа детей наблюдает с берега за своей игрушечной лодкой на фоне Мейденхедского моста.
Фотограф Генри Тонт, 1885
Общий вид на Мейденхедский мост с железнодорожного моста. На переднем плане ряд корзин для ловли угрей, которые могут быть опущены в воду для ловлю взрослых угрей во время их миграции осенью.
Фотограф Генри Тонт, 1883
Вид вдоль реки с прибрежной дороги в сторону Мейденхедского моста.
Фотограф Генри Тонт, 1883
Пятипролетный Мейденхедский мост. На переднем плане "прокат" весельных лодок выше моста.
Фотограф Генри Тонт
Общий вид с железнодорожного моста на Мейденхедский мост.
Фотограф Генри Тонт, 1880
Большая гостиница Скиндла ("Оркнийский герб") из красного кирпича со входом под портиком. Над входом можно разглядеть имя владельца: Х. Хор (H Hoare).
Фотограф Генри Тонт, 1883
Улица Хай-стрит в Мейденхеме. Справа видна башня церкви Cв. Марии.
Фотограф Генри Тонт
Вид главной улицы Мейденхеда Хай-стрит.
Фотограф Ньютон, 1903
Шумная улица Кинг-стрит в Мейденхеде, заполненная людьми в честь прибытия какого-то важного гостя. Справа видна гостиница "Колокол".
Фотограф Генри Тонт
Вид на Темзу в Мейденхеде в сторону Рей-Лодж с плавучей пристанью у эллинга Уайлдера и Сына (открытого в 1890-х, уже после нашего путешествия). На левом берегу снаружи гостиницы "Яков" ("Джеймс") можно видеть телегу с лошадью.
Фотограф Генри Тонт
Общий вид на реку с Мейденхедского моста. Здание в центре - гостиница "Темза", открытая в 1880-х гг.
Фотограф Генри Тонт, 1883
Участок Темзы в районе Мейденхеда, вид с бечевника в сторону Рей-Лодж, с плавучей пристанью на переднем плане.
Фотограф Генри Тонт
Жатва близ Кингс-Гроув. Работники вилами кидают сено на телегу. На заднем плане на станции Большой Западной железной дороги остановился поезд.
Фотограф Генри Тонт, ок. 1890
Большой дом с башенкой, стоящий на островке Глен. На дельнем берегу можно видеть лодочный сарай.
Фотограф Генри Тонт, 1875
Гостиница "Рейский луг" в Мейденхеде с венецианскими окнами и балконом на втором этаже. У гостиницы причалил паровой катер.
Фотограф Генри Тонт, 1883
Еще через милю выше по течению справа находились жилой дом, называвшийся Оркни-Коттедж, и Западный железнодорожный мост с необычным эхо, прятавшимся под его громадными пролетами. Он был построен инженером Брунелем в 1839 году, два его пролета были и до сих пор остаются самыми длинными и плоскими кирпичными арками в мире и имеют 39 м в длину и только 7,3 м в высоту.
"Под железнодорожным мостом, - писал про этот мост Лесли, - если вы окажетесь близ одной стороны длинной эллиптической арки, очень замечательное эхо: каждый звук повторяется очень много раз, так что если вы крикните единственное "ха", эхо ответит диким взрывом смеха: "ха-ха-ха-ха", и т.д., замирая все слабее и слабее."
Сразу за мостом слева находился городок Мейденхед с населением около 7000 человек, со своим семипролетным каменным мостом, построенным в 1772-1777 гг. из портландского камня Джоном Таунсендом из Оксфорда по проекту сэра Роберта Тейлора в подражание Вестминтсерскому мосту, удобное для стоянки место со знаменитой гостиницей, принадлежавшей когда-то Уилльяму Скиндлу, на противоположной стороне. Скиндл купил свою гостиницу еще в 1833 году, когда она называлась "Оркниейский герб", и дал ей свое имя, однако ее постоянно вспоминали под прежним названием. "Известность несколько подпортила приятную гостиницу "Оркнийский герб", - писал в 1881 году Джордж Лесли. - Все в гостинице столь же хорошо как всегда, но в течение летнего сезона она переполнена отдыхающими компаниями из Лондона, чья веселость, внешность и модный жаргон неприятно дисгармонируют со спокойным достоинством реки. Бридж-Хауз, напротив Скиндла, выглядит симпатично из-за его красных кирпичей и прекрасных деревьев вокруг, но на берегах по беркширской стороне далее вверх находятся построенные в последнее время гостиница и несколько вилл, которые совершенно уничтожают ее красоту. Немногое может быть сказано и о другой стороне, где расположен газовый завод."
"Сам Мейденхед слишком кичлив, чтобы быть приятным, - утверждал Джером. - Это прибежище речных щеголей и их разряженых спутниц. Это город безвкусных гостиниц, покровительствуемых в основном франтами и балетными корифейками. Это ведьмина кухня, из которой расползаются демоны этой реки - паровые катера. Любой герцог в лондонских газетах всегда имеет свое "укромное местечко" в Мейденхеде; и героиня трехтомного романа всегда обедает там, когда она отправляется кутить с чьим-либо мужем."
Городок Мейденхед находился в 25 милях от Паддингтонского вокзала по Большой Западной железной дороге и поездка сюда занимала от 35 до 80 минут. Путь пешком от железнодорожной станции до лодочных сараев Бонда у моста занимал 20 минут, поэтому если вы просто собирались покататься на лодке или посетить "Оркнийский герб", более удобной была станция Таплоу, которая многими считалась пригородом Мейденхеда, хотя сама деревня стояла на некотором расстоянии от реки на противоположном берегу.
На таплтоуской стороне рядом с "Оркнийским гербом" Скиндла располагался Клубный дом гвардии, далее вверх по течению шел уютный мельничный дом, а на холме выше располагался утопающий в зелени деревьев Таплоу-Корт, усадьба У. Г. Гренфелла, эсквайра. Еще дальше на острове справа виднелся новый и красивый дом сэра Роджера Палмера.
Покрытый плющом Бридж-Хауз у моста на мейденхедской стороне принадлежал лорду Поллингтону, на этом же берегу между Мейденхедом и Боултеровым шлюзом стояли гостиницы "Рейский луг" и "Темза". Лучшие дома тянулись по берегу между железнодорожным мостом и Мейденхедским мостом и между этим мостом и Боултеровым шлюзом. Кроме уже описанного "Оркнийского герба" к услугам приезжих здесь имелись гостиницы "Медведь" и "Белый олень" на Хай-стрит, "Рейский луг" близ реки выше моста и "Темза" в Рейском парке, новом районе Мейденхеда в глубине берега выше по течению. Для вечеринок любых масштабов можно было снять Хамблтонский зал на 2000 мест, стоимость аренды которого на ночь составляла 2 фунта 2 шилл., включая газ, фортепиано и т.д. К нему примыкал большой плавательный бассейн. В городе было даже два полицейских участка.
Интересы рыбаков в мейденхедских, кукемских и брейских водах (от Шруббери до Обезьяньего острова) защищала Мейденхедская, Кукемская и Брейская рыболовная ассоциация, ежегодная подписка на членство в которой стоила гинею. Ассоциация назначала сторожей и речных бейлифов, выполнявших функции инспекторов рыбнадзора. От бейлифов требовалось держать живую приманку для услуг членов ассоциации бесплатно (червей-пескожилов и другую прикормку - за плату). Ассоциация обещала вознаграждение в 10 шилл. любому, кто сообщит удовлетворительную информацию любому члену комитета о незакнной ловле рыбы или о незаконном владении рыбой в закрытый сезон. При возбуждении судебного дела и приговоре сумма удваивалась до фунта. Награду в 1 фунт обещали любому, кто поймает выдру в водах, поднадзорных ассоциации.
"Мы быстро миновали Мейденхед, а затем расслабились и поплыли неспешно по величественному плесу между Боултеровым и Кукемским шлюзами."
Боултеров шлюз был выстроен из камня в 1868 году на месте старого шлюза, находившегося в длинном и узком обводном канале, и имел средний перепад около 1,8 м. Его название было связано с находившейся неподалеку мельницей, которая в 1346 году была поручена вместе с плотиной Уилльяму атте Рейю из Рейелонда (который сам дал имена многим топонимам в окрестностях Мейденхеда). Слово boulter означало работника, который на мельнице просеивал муку для отделения отрубей. В 1888 году шлюз был оборудован роликовым спуском для лодок. Это был самый оживленный шлюз на Темзе, только в одно воскресенье 1888 года через него прошло около 800 лодок и 72 паровых катера.
"Боултеров шлюз, во времена его прежнего смотрителя, имел прекрасные розы на подставках вдоль садовой стороны, которыми смотритель шлюза был настолько горд, что он никогда не расставался ни с единым цветком, - писал Лесли. - По случаю одного лодочного пикника я когда-то подкупил жену смотрителя дать мне один для молодой леди, пообещав в обмен набросок. Я получил розу, а ей отдал эскиз сада при шлюзе и небольшого дома. Смотритель шлюза вскоре после этого потерял свое место, и я полагаю, что его жена теперь очень дорожит этим наброском как воспоминанием об их прежнем месте жительстве. Теперь сад уже не столь симпатичен."
Новым смотрителем стал в 1881 году У. Х. Тернер, который пребывал на этом месте вплоть до 1905 года, то есть большинство своих путешествий Джером (и уж конечно его герои тоже) совершили во времена Тернера. Тернер был бывшим инструктором по военно-морской артиллерийской стрельбе и рубке на абордажных саблях, хорошо сложенным и мускулистым, с бронзовым загаром и твердым взглядом, не боявшимся никого у себя на шлюзе. Я нашел в газетах сообщение о том, как в конце августа 1887 года Тернер с опасностью для собственной жизни прыгнул в шлюз и спас свалившегося туда мальчика, причем подобный бравый поступок, как отмечалось в газете, он совершал уже не в первый раз.
В 1891 году Джозеф и Элизабет Робинз Пеннеллы в книге "Река удовольствия" так описывали Боултеров шлюз:
"Но самую большую толпу мы нашли снаружи Боултерова шлюза, на пути обратно в Кукем. Там была такая масса лодок, что можно было подумать, что все
Мужчины, которые часто проводят время здесь на воде,
Широкие в плечах и коричневого оттенка,
Все младшие дочери красоты,
Усевшиеся в плоскодонке или капризном каноэ,
ждали, чтобы пройти вместе. Но тут смотритель шлюза выкрикивал:
"Придержи назад! Идет большое количество лодок!"
Ворота шлюза медленно открывались, и они выходили, вперемешку, толкаясь, пихаясь, отталкиваясь шестами, пуская пар, и была большая свалка, и столкновения, и встреча друзей, и крики
"Как ты?"
"Приходи обедать в восемь"
"Смотри, куда прешь!"
и размахивание баграми, и сверкание глазами, и дикие крики, и неистовые рукопожатия, и скрипение лодок, и царапание краски, и так или иначе все мы пробились в шлюз как только могли, смотритель шлюза помогал более медленным лодкам своим длинным багром и заполнял все внутри, пока не оставалось места ни для кого, чтобы иметь возможность опрокинуться. Но, конечно, в переполненном шлюзе, если вы не можете управлять вашей собственной лодкой, кто-нибудь другой будет управлять ею за вас; и в этом отношении, когда нет никакой толпы, вы встречаете мужчин, чье единственное использование багра состоит в вонзании его в вашу лодку, когда вы спокойно выходите из шлюза наружу.
Вдоль обоих берегов выстроились люди, глядевшие вниз, поскольку Боултеров шлюз в воскресный день является одной из достопримечательностей Темзы."
"Под железнодорожным мостом, - писал про этот мост Лесли, - если вы окажетесь близ одной стороны длинной эллиптической арки, очень замечательное эхо: каждый звук повторяется очень много раз, так что если вы крикните единственное "ха", эхо ответит диким взрывом смеха: "ха-ха-ха-ха", и т.д., замирая все слабее и слабее."
Реклама гостиницы в Мейденхеде. 1888 год |
Сразу за мостом слева находился городок Мейденхед с населением около 7000 человек, со своим семипролетным каменным мостом, построенным в 1772-1777 гг. из портландского камня Джоном Таунсендом из Оксфорда по проекту сэра Роберта Тейлора в подражание Вестминтсерскому мосту, удобное для стоянки место со знаменитой гостиницей, принадлежавшей когда-то Уилльяму Скиндлу, на противоположной стороне. Скиндл купил свою гостиницу еще в 1833 году, когда она называлась "Оркниейский герб", и дал ей свое имя, однако ее постоянно вспоминали под прежним названием. "Известность несколько подпортила приятную гостиницу "Оркнийский герб", - писал в 1881 году Джордж Лесли. - Все в гостинице столь же хорошо как всегда, но в течение летнего сезона она переполнена отдыхающими компаниями из Лондона, чья веселость, внешность и модный жаргон неприятно дисгармонируют со спокойным достоинством реки. Бридж-Хауз, напротив Скиндла, выглядит симпатично из-за его красных кирпичей и прекрасных деревьев вокруг, но на берегах по беркширской стороне далее вверх находятся построенные в последнее время гостиница и несколько вилл, которые совершенно уничтожают ее красоту. Немногое может быть сказано и о другой стороне, где расположен газовый завод."
"Сам Мейденхед слишком кичлив, чтобы быть приятным, - утверждал Джером. - Это прибежище речных щеголей и их разряженых спутниц. Это город безвкусных гостиниц, покровительствуемых в основном франтами и балетными корифейками. Это ведьмина кухня, из которой расползаются демоны этой реки - паровые катера. Любой герцог в лондонских газетах всегда имеет свое "укромное местечко" в Мейденхеде; и героиня трехтомного романа всегда обедает там, когда она отправляется кутить с чьим-либо мужем."
Городок Мейденхед находился в 25 милях от Паддингтонского вокзала по Большой Западной железной дороге и поездка сюда занимала от 35 до 80 минут. Путь пешком от железнодорожной станции до лодочных сараев Бонда у моста занимал 20 минут, поэтому если вы просто собирались покататься на лодке или посетить "Оркнийский герб", более удобной была станция Таплоу, которая многими считалась пригородом Мейденхеда, хотя сама деревня стояла на некотором расстоянии от реки на противоположном берегу.
На таплтоуской стороне рядом с "Оркнийским гербом" Скиндла располагался Клубный дом гвардии, далее вверх по течению шел уютный мельничный дом, а на холме выше располагался утопающий в зелени деревьев Таплоу-Корт, усадьба У. Г. Гренфелла, эсквайра. Еще дальше на острове справа виднелся новый и красивый дом сэра Роджера Палмера.
Покрытый плющом Бридж-Хауз у моста на мейденхедской стороне принадлежал лорду Поллингтону, на этом же берегу между Мейденхедом и Боултеровым шлюзом стояли гостиницы "Рейский луг" и "Темза". Лучшие дома тянулись по берегу между железнодорожным мостом и Мейденхедским мостом и между этим мостом и Боултеровым шлюзом. Кроме уже описанного "Оркнийского герба" к услугам приезжих здесь имелись гостиницы "Медведь" и "Белый олень" на Хай-стрит, "Рейский луг" близ реки выше моста и "Темза" в Рейском парке, новом районе Мейденхеда в глубине берега выше по течению. Для вечеринок любых масштабов можно было снять Хамблтонский зал на 2000 мест, стоимость аренды которого на ночь составляла 2 фунта 2 шилл., включая газ, фортепиано и т.д. К нему примыкал большой плавательный бассейн. В городе было даже два полицейских участка.
Интересы рыбаков в мейденхедских, кукемских и брейских водах (от Шруббери до Обезьяньего острова) защищала Мейденхедская, Кукемская и Брейская рыболовная ассоциация, ежегодная подписка на членство в которой стоила гинею. Ассоциация назначала сторожей и речных бейлифов, выполнявших функции инспекторов рыбнадзора. От бейлифов требовалось держать живую приманку для услуг членов ассоциации бесплатно (червей-пескожилов и другую прикормку - за плату). Ассоциация обещала вознаграждение в 10 шилл. любому, кто сообщит удовлетворительную информацию любому члену комитета о незакнной ловле рыбы или о незаконном владении рыбой в закрытый сезон. При возбуждении судебного дела и приговоре сумма удваивалась до фунта. Награду в 1 фунт обещали любому, кто поймает выдру в водах, поднадзорных ассоциации.
"Мы быстро миновали Мейденхед, а затем расслабились и поплыли неспешно по величественному плесу между Боултеровым и Кукемским шлюзами."
Боултеров шлюз был выстроен из камня в 1868 году на месте старого шлюза, находившегося в длинном и узком обводном канале, и имел средний перепад около 1,8 м. Его название было связано с находившейся неподалеку мельницей, которая в 1346 году была поручена вместе с плотиной Уилльяму атте Рейю из Рейелонда (который сам дал имена многим топонимам в окрестностях Мейденхеда). Слово boulter означало работника, который на мельнице просеивал муку для отделения отрубей. В 1888 году шлюз был оборудован роликовым спуском для лодок. Это был самый оживленный шлюз на Темзе, только в одно воскресенье 1888 года через него прошло около 800 лодок и 72 паровых катера.
"Боултеров шлюз, во времена его прежнего смотрителя, имел прекрасные розы на подставках вдоль садовой стороны, которыми смотритель шлюза был настолько горд, что он никогда не расставался ни с единым цветком, - писал Лесли. - По случаю одного лодочного пикника я когда-то подкупил жену смотрителя дать мне один для молодой леди, пообещав в обмен набросок. Я получил розу, а ей отдал эскиз сада при шлюзе и небольшого дома. Смотритель шлюза вскоре после этого потерял свое место, и я полагаю, что его жена теперь очень дорожит этим наброском как воспоминанием об их прежнем месте жительстве. Теперь сад уже не столь симпатичен."
Смотритель Боултерова шлюза Уильям Тернер |
Новым смотрителем стал в 1881 году У. Х. Тернер, который пребывал на этом месте вплоть до 1905 года, то есть большинство своих путешествий Джером (и уж конечно его герои тоже) совершили во времена Тернера. Тернер был бывшим инструктором по военно-морской артиллерийской стрельбе и рубке на абордажных саблях, хорошо сложенным и мускулистым, с бронзовым загаром и твердым взглядом, не боявшимся никого у себя на шлюзе. Я нашел в газетах сообщение о том, как в конце августа 1887 года Тернер с опасностью для собственной жизни прыгнул в шлюз и спас свалившегося туда мальчика, причем подобный бравый поступок, как отмечалось в газете, он совершал уже не в первый раз.
Эдуард Джон Грегори. "Болтеров шлюз, воскресный день", 1882-1897 |
В 1891 году Джозеф и Элизабет Робинз Пеннеллы в книге "Река удовольствия" так описывали Боултеров шлюз:
"Но самую большую толпу мы нашли снаружи Боултерова шлюза, на пути обратно в Кукем. Там была такая масса лодок, что можно было подумать, что все
Мужчины, которые часто проводят время здесь на воде,
Широкие в плечах и коричневого оттенка,
Все младшие дочери красоты,
Усевшиеся в плоскодонке или капризном каноэ,
ждали, чтобы пройти вместе. Но тут смотритель шлюза выкрикивал:
"Придержи назад! Идет большое количество лодок!"
Ворота шлюза медленно открывались, и они выходили, вперемешку, толкаясь, пихаясь, отталкиваясь шестами, пуская пар, и была большая свалка, и столкновения, и встреча друзей, и крики
"Как ты?"
"Приходи обедать в восемь"
"Смотри, куда прешь!"
и размахивание баграми, и сверкание глазами, и дикие крики, и неистовые рукопожатия, и скрипение лодок, и царапание краски, и так или иначе все мы пробились в шлюз как только могли, смотритель шлюза помогал более медленным лодкам своим длинным багром и заполнял все внутри, пока не оставалось места ни для кого, чтобы иметь возможность опрокинуться. Но, конечно, в переполненном шлюзе, если вы не можете управлять вашей собственной лодкой, кто-нибудь другой будет управлять ею за вас; и в этом отношении, когда нет никакой толпы, вы встречаете мужчин, чье единственное использование багра состоит в вонзании его в вашу лодку, когда вы спокойно выходите из шлюза наружу.
Вдоль обоих берегов выстроились люди, глядевшие вниз, поскольку Боултеров шлюз в воскресный день является одной из достопримечательностей Темзы."
Вид вверх по реке с Боултерова шлюза. Фотограф Генри Тонт |
Мейденхедский мост, сфотографированный с берега ниже по течению. У дебаркадера Бонда причало несколько лодок. Фотограф Генри Тонт |
Вид на Рей-Милл-Коттедж, большой несимметричный дом, вероятно начала XIX века. Фотограф Генри Тонт, 1880 |
Болутерова плотина, позади нее виден Боултеров шлюз. Фотограф Генри Тонт |
А вот так этот Боултеров шлюз выглядел во время августовского банковского выходного. Фотограф Генри Тонт, 1890 |
Две плоскодонки, ожидающие у Боултерова шлюза выше по реке. Фотограф Генри Тонт, 1883 |
Полдюжины плоскодонок и паровой катер устремляются в октрытые ворота Боултерова шлюза. Обратите внимания, что набережная обходного канала еще не облагорожена. Фотограф Генри Тонт, 1880 |
Продолжение >>