Сайт Светозара Чернова

C героями Джерома К. Джерома по Темзе (день третий)


Остров Темпл, отмечавший начало дистанции Хенлийской регаты. Такой вид открывался героям Джерома, когда они миновали остров и оглядывались назад.
Фотограф Генри Тонт, 1887

Дальше вдоль дистанции. На переднем плане группа мужчин и женщин наслаждается лодочной прогулкой.
Фотограф Генри Тонт, 1878

Вид Темзы с храмом на острове Темпл в отдалении.
Фотограф: Генри Тонт, 1878

Перегороженный воротами бечевник, идущий по правому берегу Темзы. Вдали можно разглядеть храм на острове Темпл. Рядом с оградой рыбак из Ременема. Сам Ременем находится у фотографа за спиной.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Ремемнем, вид Темзы и причала, снятый против течения, с башней церкви Св. Марии в Хенли вдалеке.
Фотограф Генри Тонт, 1878

Вид с бечевника на речную дистанцию Хенлийской регаты. Фотограф: Генри Тонт, 1870

Вид с бечевника через Темзу на большой Н-образный в плане двухэтажный дом Фоли-Корта с четырехскатной крышей.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Процессия лодок перевозчиков, ведомая пароходом, во время Хенлийской регаты. На дальнем берегу можно видеть Фоли-Корт.
Фотограф: Генри Тонт, 1882

Вид Хенлийского моста при подходе сверху по течению. На заднем плане церковь Св. Марии. Здесь заканчивалась дистанция регаты.
Фотограф: Ньютон, 1903

Вид вдоль реки на Хенлийский мост. Рядом с мостом на речной террасе расположен постоялый двор "Ангел".
Фотограф: Ньютон, 1903

Мост через Темзу в Хенли.
Фотограф: Генри Тонт, 1870
Вид с рыночной площади Маркет-плейс на церковь св. Марии и Харт-стрит. Здание рядом с церковью - Лонгландс-Хауз, напротив него, но не видимый на фотографии, находится Спикерс-Хауз, где, как считается, родился Уильям Лентолл. В качестве спикера Палаты общин он отказал во входе Карлу I в 1642 г. Происхождение церкви возводится к XIII веку, но башня считается построенной Джоном Лонглендом, епископом Линкольнским, в 1521-1547 гг.
Фотограф: Ньютон, 1903

Группа мужчин и женщин за чаепитием на нанятой ими барже наблюдает за Хенлийской королевской регатой.
Фотограф: Генри Тонт, 1897

Толпы зевак на берегу реки и на приставших к нему лодках во время регаты.
Фотограф: Генри Тонт, 1902

Общий вид Темзы, запруженной лодками во время регаты.
Фотограф: Генри Тонт

Вид с моста на многочисленные лодки на Темзе во время Хенлийской регаты.
Фотограф: Генри Тонт, 1875

Вид в сторону Маршского шлюза с деревянного мостка.
Фотограф: Генри Тонт, 1878

Общий вид Маршского шлюза с закрытыми воротами и стоящим рядом смотрителем. Вдали простирается Темза.
Фотограф: Генри Тонт, 1878


Полумилей выше Гринлендса посреди Темзы находился остров Темпл, на котором в 1771 году по проекту Джеймса Уайятта был построен парковый храм, служивший первоначально рыбачьим домиком для усадьбы Фоули-Корт. Остров отмечал начало дистанции Хенлийской королевской регаты, лодки выстраивались на старт ниже острова. Регата эта была учреждена в 1839 и стала очень популярна как общественное мероприятие, особенно после того как ему стала покровительствовать в 1851 году королевская семья. По крайней мере с 1855 года она проводилась здесь ежегодно, но в 2001 году была перенесена на озеро Дорни. Длина дистанции составляла одну милю и заканчивалась у Тополиного мыса в четверти мили выше Хенлийского моста. Справа напротив острова можно было видеть большой белый дом Фоули-Корта, отмечавший границу между графствами Оксфорд и Бакингемшир и построенного в 1684 г. для купца Уильяма Фримена, а на противоположном берегу - деревушку Ременем.


ОПАСНОСТИ ХЕНЛИ
Голос сверху с моста: "О, боже, Сара, у меня корзинка, и я выронила землянику со сливками!"
Карикатура из журнала "Панч"


Хенлийский мост был спроектирован Уильямом Хейуардом, который умер в 1782 году, за четыре года до постройки моста. Сам городок располагался на правой стороне и насчитывал около 5 тысяч жителей. Хенли была Меккой всех почитателей гребли и одним из самых любимых мест на реке у рыбаков. Станция Большой Западной железной дороги была всего в пяти минутах ходьбы от моста, путь до нее с лондонского вокзала Паддингтон занимал от часа до полутора. В Хенли были устроены удобные широкие улицы, основная деловая активность сосредотачивалась на Харт-стрит, Маркет-плейс и Белл-стрит. Зрители и участники регаты могли остановиться на ночлег в гостиницах "Ангел" и "Красный лев" у подножия моста, "Катрин Уил" на Харт-стрит и в гостинице "Королевская", которая выходила на реку близ железнодорожного вокзала.



Через милю за Хенли находился Маршский шлюз. Не доходя до шлюза в русле реки был остров, который лодкам с дамами рекомендовалось обходить справа, вдоль берега, по которому за Хенли шел бечевник, поскольку налево находились Хенлийские купальни. Маршский шлюз был деревянным и совсем новым, перестроенным в 1886 году, со средним падением от 1,4 до 1,5 м. Левее него имелась мельница, к которой вела протока, начинающаяся выше шлюза и шедшая мимо симпатичного дома с садом. К шлюзу вела центральная протока, а шлюзовой остров соединялся длинным деревянным мостом.

После Маршского шлюза реку пересекал мост, построенный генералом Конуэем, которому прежде принадлежало место, из материалов, взятых с руин аббатства Рединг. Выше моста примерно посередине очередного плеса был виден симпатичный лодочный сарай и рыбацкий домик с лужайкой и аллеей среди деревьев, потом примерно через такое же расстояние слева - леса Парк-Плейс. Миновав перевоз, по которому бечевник перебирался на левую сторону, путешественники подходили к Болни-Корту на речном берегу по правую руку. Напротив Болни-Корта находилось множество островов, а на противоположном берегу на холмах - Хеннертон и Темпл-Кумб (Храмовая лощина). Отсюда было уже недалеко и до Уоргрейва. Но герои Джером пошли к Уоргрейву не описанным путем, у них для этого был свой потайной путь. Вот как описывал этот путь Джером:

"К Уоргрейву мы поднялись по протоке. Это короткий канал, выходящий из правостороннего берега примерно полумилей выше Маршского шлюза, и стоит того, чтобы им воспользоваться, так как это красивый, тенистый ручей, не говоря уже о том, что он сокращает расстояние почти на полмили.

Конечно же, вход в него прегражден кольями и цепями, и окружен табличками с надписями, угрожающими всеми видами пыток, тюремным заключением и самой смертью каждому, кто посмеет коснуться его вод веслом - удивительно, как это некоторые из этих прибрежных наглецов не претендуют на речной воздух и не угрожают каждому, кто вдыхает его, сорока шиллингами штрафа, - но кольев и цепей при небольшом навыке легко избежать; а что касается табличек, вы можете, если у вас найдется пять минут и нет никого вокруг, снять одну-две из них и бросить в реку."

Протока эта существует до сих пор и является самой большой и самой длинной на Темзе. С начала 1900-х годов за ней окончательно закрепилось название Хеннертонская протока, а в викторианские времена ее чаще она называли просто "Протокой" ('The Backwater'). На острове, образованном протокой и основным руслом, в 1817 году неким Ч. Ф. Джонсоном был построен Хеннертон-Хауз, получивший свое имя от переулка Хеннертон-лейн в Уоргрейве. Частично в результате огораживания Джонсон и его преемник Уильям Роудз завладели землей по обе стороны протоки. Поэтому они объявили Протоку своей собственностью, и поэтому она тоже со временем получила название Хеннертонской. Видимо, это было действительно очень красивое место, во времена Джерома на его берегах преобладали тополя и вязы, здесь водились водяные мыши, а в ее водах в сезон в огромных количествах вылавливали угрей и щук.

А. С. Краусс писал в "Живописной истории Темзы" (1889): "Нижний конец [Хеннертонской протоки] находится под высотами Парк-Плейс, однако его едва можно разглядеть при движении вверх по течению, и нужно высматривать его, особенно летом, когда река в этой части основательно покрыта тростником:

Рассматриваемая протока еще более симпатична, чем Патрик-Стрим [о ней речь будет чуть позже - С.Ч.], и была в свое время объектом даже более ожесточенной борьбы в отношении права прохода. Этот небольшой ручей протекает по земле, принадлежащей мистеру Роудзу, в семействе которого он находился в течение очень многих лет. Владелец в различные времена поместил в воду преграды, чтобы затруднить доступ лодкам, но вопрос, по крайней мере пока, улажен, и теперь возможно осуществлять бесспорное общественное право плавания.

Хеннертонская протока немного более мили в длину, и через нее перекинуты два мостика, которые добавляют дополнительное обаяние к безыскусственности этой сцены."

Много внимания уделил этой протоке и Джордж Лесли (1881):

"Конец этого плеса просто восхитителен, главное русло, с несколькими протоками и островами, отклоняется направо к Болни-корт; в то время как налево русло сужается до впадения очень интересной протоки длиной приблизительно милю с четвертью, почти достигающей Уоргрейва. В этом конце, где она отходит от главного русла, на правой стороне в тихой воде и на илистой отмели растут высокие султаны камыша и рогоза, семь или восемь футов в высоту, вполне тропического характера, в которых не удивительно было бы увидеть мать Моисея или дочь фараона. Здесь вообще уединенно и спокойно, и чтобы увидеть это место в его совершенстве, следует выбрать прекрасный вечер в конце сентября, когда цвета трав и берегов в теплом солнечном свете столь же прекрасны, как все, когда-либо сделанное Тернером в соединении с Природой.

Не стоит обращать внимание на таблички с объявлениями о частных водах и т.д., если вы хотите осмотреть эту речку. Эти таблички повсеместно устанавливаются в протоках; но пока речка судоходна, и не предпринимается никаких попыток высадиться на землю, право пути не может обсуждаться."

Последнему совету Джорджа Лесли следовали, как мы видели, и герои Джерома, и Джозеф и Элизабет Робинз Пеннелл, писавшие в 1891 году в "Реке удовольствия":

"Мы исследовали ... многие окрестные протоки с тем безразличием к знаку "Частные воды", которое рекомендует мистер Лесли в "Нашей реке".

Действительно, никто, кажется, не обращает на них внимания. Я слышал, как мужчины читали вслух "Частные воды" и добавляли тотчас "А, ничего! Пошли!"

"Эта небольшая протока сужается, когда минует фруктовый сад слева, - продолжал описывать протоку Лесли, - а затем, после поворота, достигает частного лодочного сарая и купальни; в этой части, если вы на весельной лодке, тщательно высматривайте под водой притопленную загородку, которую нельзя заметить, когда вы сидите, и на который вы можете неприятно наскочить, если двигаться быстро. Плывя с шестом на плоскодонке, вы можете быть почти уверены, что увидите эту преграду, а также проход через нее.

Сразу за этим местом речка протекает под симпатичным мостиком, а затем выходит в луга Уоргрейвского марша; здесь [Хеннертонская протока] петляет вокруг со множеством поворотов, в одном месте имея маленький остров в центре.

Травы всех видов растут в большой красоте, и многие пугливые птицы часто посещают это место; часто можно увидеть выскочившего зимородка, и здесь я однажды видел несколько длиннохвостых синиц, которые свили гнездо в ивовом пне. Весьма вероятно, что ваша лодка спугнет цаплю, и она улетит на своих больших колеблющихся крыльях.

:Вернемся к нашей протоке, которая течет, блуждая, очень в стиле моего письма, пока вы не начинаете думать, что она никогда не кончится; спасает то, что поскольку вода течет, вы знаете, что она должна откуда-то приходить. В конечном счете вы достигаете очень низкого моста, для прохода под которым необходимо будет лечь в вашей лодке; этот крошечный арочный мост : настолько низок, что нужно вытянуться во всю длину в лодке, чтобы пройти под ним. Его называют мостом Скрипача, хотя никакая местная традиция не объясняет происхождение названия.

А затем протока расширяется, и по правую сторону идет выход в главное русло. Лучше, однако, продолжить свой путь прямо, мимо странного небольшого домика слева, который, когда я впервые узнал о нем, казалось населенным только котами; три красивых белых кота должны были вообще быть замечены греющимися на солнце."

После завтрака на берегу протоки герои Джерома воспользовались небольшим ветерком, и он медленно понес их мимо Уоргрейва и Шиплэка.

Городок Уоргрейв имел 1785 жителей и располагался по левую руку. Джером посвятил этому городку несколько романтических строк:

"Нежащийся в навевающих сон лучах полуденного солнца, уютно устроившийся в излучине реки, Уоргрейв напоминает прелестную старинную картину, когда проходишь его, и она потом долго сохраняется на сетчатой оболочке памяти." Городок располагался в самом центре первоклассного рыболовного района, и был очень популярен среди художников. Свидетельством этой популярности был постоялый двор "Георгий и Дракон", одну сторону вывески которого расписал наш старый знакомы Джордж Лесли, а вторую - другой член Королевской академии художеств, Ходжсон.

За Уоргрейвом находился железнодорожный мост, а еще через четверть мили новая плотина, законченная в 1886 году приблизительно в 100 ярдах или около того ниже старой. "Старая плотина была выше вверх по течению чем существующая, - вспоминал в 1920-х годах Фред Такер, - и тянулась по диагонали поперек от столба с предостерегающей об опасности надписью до небольшого мыса выше на правом берегу, где стоят высокие деревья и огромное крытое железом строение."

Вид в сторону Хенли от Маршского шлюза.
Фотограф: Генри Тонт, 1870

Общий вид Маршского шлюза и мельницы от моста.
Фотограф: Генри Тонт, 1885

Сцена на Темзе, вид в сторону Маршской мельницы. С бечевника два человека следят за третьим, который плывет с шестом в плоскодонке.
Фотограф: Генри Тонт, 1895

Вид от Маршского шлюза вниз по реке. На берегу рядом с лодочкой, оборудованной навесом, стоят двое мужчин.
Фотограф: Генри Тонт

Лодочный сарай в Парк-Плейс.
Фотограф Генри Тонт, 1895

Хеннертонская протока.
Современная фотография

Однопролетный каменный мост через Хеннертонскую протоку.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Вид на север близ Уоргрейва вдоль Темзы с лодочным сараем в отдалении.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Вид вниз по реке. На переднем плане прогулочные лодки и бесплатная паромная переправа близ Уоргрейва.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Вид с того же места вверх по реке.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Уоргрейвский паром, пересекающий Темзу.
Фотограф: Генри Тонт, 1870

Викторианский охотничий домик Ферри-Лодж.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Баржа, приставшая у берега Темзы в Уоргрейве. Грубые мостки позволяют пассажирам подняться на борт. Паромщик держится за рукоять лебедки, служащей движителем.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Улица в Уоргрейве. На переднем плане кофейная таверна. Кофейные таверны были учреждены движением за трезвость с 1880-х, чтобы создать для трезвого рабочего человека альтернативу трактиру.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Мужчина охраняет несколько плоскодонок, приставших к берегу близ Уоргрейва. На дальнем берегу видна башня церкви Св. Марии.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Сквозь листву деревьев видна башня уоргрейвской церкви Св. Марии, построенной в XVII веке.
Фотограф: Генри Тонт, 1873

Церковь Св. Марии в Уоргрейве, снятая с северо-запада.
Фотограф: Генри Тонт, 1888

Небольшой бревенчатый мост через протоку близ церкви в Уоргрейве.
Фотограф: Генри Тонт, 1887


Продолжение >>
Автопортрет в медальоне